МБОУ  "С(К)ОШИ  №12  г.Челябинска"

Макарова С.Г.

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЦОР  НА  УРОКАХ  В  НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
КАК СТИМУЛ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ.

 

МАКАРОВА С.Г.  
ЗАРИПОВА Н.В.
СЕРГЕЕВА М.Г.

 

     Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

     Отметим несколько наиболее важных причин необходимости применения компьютера на уроках в начальной школе.

     Во-первых, организация процесса обучения в соответствии психоэмоциональным и физиологическими особенностями детей младшего школьного возраста.

     Во-вторых, реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения в начальной школе, с целью освоения программного материала в полном объеме каждым ребенком, учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления.

     В-третьих, применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов, позволяющих учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

     Основные цели разработки ЦОР в начальной школе:

  • создать условия для более глубокого, качественного продуктивного усвоения учащимися основных вопросов курса начальной школы, развития интеллектуальной и познавательной деятельности;

  • обеспечить развитие учебно-практической деятельности учащихся направленной на формирование соответствующих умений;

  • отразить в заданиях сведения из окружающей действительности, расширяющие возможности применения формируемых в курсе умений;

  • развивать комбинаторные способности учащихся, внимание, гибкость мыслительных процессов, умение сравнивать, анализировать;

  • формировать логическое мышление, память, умение подчинять внимание выполнению заданий;

  • развивать способность к обобщению, умению слушать, рассуждать, мыслить, находить ответы, используя имеющиеся знания.

     Годы экспериментальной работы убедили нас, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия помогает достигнуть, обозначенные выше цели.

     На своем опыте, учитывая, что основным видом деятельности детей семи – десяти лет является игра, мы убедились, что использование ЦОР на уроках в начальной школе способствует не только обогащению словаря, но и качеству усвоения материала.
Стоит отметить, что уроки с использованием компьютера позволили:

  • улучшить качество усвоения материала на 15 – 20%;

  • сократить время для изучения новой темы на 2 – 4 урока.

  • автоматизировать вычислительные навыки и грамматические навыки за более короткий срок (в 1,5 – 2 раза).

  • снизить количество ошибок на 5 – 10% в контрольных работах учащихся.

  • увеличить скорость выполнения работы (2/3 класса выполняют работу за 15 – 20 минут).

  • повысить качество итоговой успеваемости за счет слабых учащихся.

     По данным результатов проверок качественного выполнения тематических контрольных работ по математике и грамматике  прослеживается положительная динамика. Процент качества по математике в 2004-05 учебном году был 74%, а в 2007-08 учебном году – 87%, соответственно по грамматике 64% - 84%.

Все созданные ЦОР в нашей школе универсальны:

  • комплексные;

  • коррекционно-направленные;

  • делимы на законченные фрагменты (в зависимости от особенностей класса учитель может брать на урок всю программу, фрагмент ЦОР, а может только викторину или тексты);

  • интегрированные, на них кроме предметного материала закрепляются и навыки информатики;

  • содержание некоторых ЦОР может использоваться на разных предметах.

     Каждый ЦОР составлялся учителем начальных классов и программистом,  апробирован на различных классах (имеется в виду уровень слуховых и интеллектуальных возможностей детей). После чего, к ним составлены методические рекомендации, приложен конспект урока.

     В обучающих ЦОР, созданных учителями начальных классов,  широко задействованы мультимедийные элементы. Сказочные герои знакомят учащихся с новой темой. Например, ЦОР «Правописание глухих и звонких согласных в корне слова» построен на материале сказки  К.И. Чуковского «Доктор Айболит». В качестве учителя объясняет тему и правило сам Айболит. Для закрепления использованы отрывки из стихотворения – сказки. В ЦОР «Знакомство с долями» актуализация нового материала представлена сказкой «Как козлик делил торт». Нетрадиционная форма подачи нового материала дает возможность сохранить положительное отношение учеников к учебной деятельности и является хорошим стимулом для самостоятельного изучения нового материала.  На следующем этапе предлагается самостоятельно изучить материал и сделать выводы.  В ЦОР «Цвет и форма» сказочные герои введены не случайно, каждый раскрывает свою тему: Точка – форму, Карандаш – цвет и  ориентируют учащихся на выполнение конкретного задания.

     Использование анимации, звука, отрывков из фильмов дает  возможность получить на экране красочные динамичные иллюстрации к излагаемому материалу, задействовать все виды восприятия и по максимуму ведущий зрительный. Невозможно при традиционной форме обучения показать, как распускаются листья,  изменяется их окраска  («Весна»). В ЦОР «Космос»  показать «старт космического корабля», «выход человека в космос», за несколько минут представить историю космонавтики от ковра-самолета до космической ракеты.

     Мультимедийный, красочный визуально-игровой материал в сочетании с традиционными приемами позволяет более эффективно провести словарную работу, стимулирует самостоятельную речевую деятельность, развивает слуховое восприятие. Такой пример,  на уроке «Космос» основными понятиями были: «космос, космонавт, скафандр». В течение урока они прочитывались, прослушивались, употреблялись каждым учеником в словосочетаниях, фразах, текстах по15-18 раз. Это способствовало введению в  активный словарь учащихся до 70% фраз с данными понятиями.

     Только использование компьютерной поддержки позволяет комментировать тексты различного содержания, вводить учащихся в обстановку, соответствующую различным событиям, помогает ребенку прочувствовать тему урока. Никакая картинка не объяснит такие абстрактные понятия, как, «ветеран, полк, дивизия», не объяснит лучше надвигающейся беды, как наплывающая картинка войны на мирную жизнь. ЦОР по теме Великой отечественной войне. Донести до детей строки В. Высотского из стихотворения «Братские могилы»: «Здесь раньше вставала земля на дыбы...».

     Игровая компьютерная среда, соединяясь с конкретной учебной задачей, позволяет ребенку усвоить материал как бы незаметно для себя и при этом, что очень важно применять полученные знания в практической деятельности, мобилизуя свои навыки и умения, развивает инициативу и творчество; развивает память и концентрирует внимание.

     К ЦОР  по теме Великой отечественной войне имеется три разные методические разработки урока. Ее апробировали в сильном классе на развитии речи, в слабом классе на внеклассном чтении и авторский вариант на уроке чтения. С темой этого ЦОР  знакомит ученик, поэтому с ней работали не только учителя, воспитатели, сурдопедагоги, но и учащиеся самостоятельно.

     Особым вниманием пользуются ЦОР, созданные с целью закрепления понятий знаменательных дат «День города», «23 февраля», «8 марта», «Космос», «ВОВ». Учителя ежегодно корректируют их, исходя из возможностей своего класса.

     Работа в коррекционных классах требует постоянного контакта с родителями. Занятия с ЦОР стали привлекательным поводом для общения родителей с учителем и оказания необходимой помощи ребенку в семье.

     Привлекает открытость системы для пользователя, в том числе и для родителей, которые обращаются к нам с просьбой предоставить им наши ЦОР для самостоятельного изучения дома.

     Таким образом, можно констатировать тот факт, что применение компьютера в обучении школьников начальных классов в коррекционной школе представляется целесообразным, а опыт – востребованным.

Дата последнего обновления страницы 02.03.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»