МБОУ  "С(К)ОШИ  №12  г.Челябинска"

Статьи в рамках проекта

 

 

 

Развитие творческих способностей учащихся  
на уроках трудового обучения  и во внеурочное время  

на технике лоскутного шитья.

Учитель трудового обучения высшей категории

МСКОУ школы–интерната  II вида № 12

Федотова Любовь Евгеньевна.


     Современный технологический этап развития общества характеризуется кардинальными изменениями в окружающей среде в общественном производстве, в жизнедеятельности людей и в их сознании, в их отношении к трудовой деятельности. Все это свидетельствует о появлении нового слоя культуры, порожденного технологической цивилизацией, технологической культуры. Необходимость овладения технологической культурой в современном мире вызвана революционным переустройством всего мирового сообщества, его целенаправленностью на решение глобальных проблем. Решение этих проблем зависит от готовности молодежи к новым формам жизни, к тем требованиям, которые современное технологическое общество предъявляет к подрастающим поколениям:

- способность ориентироваться в технологически насыщенном обществе, в соответствии с его законами и нормами жизни, выработать в себе необходимые качества личности;

- умение адаптироваться к стремительно меняющимся условиям общества, обрести способность приспосабливаться к реалиям окружающей среды, быть мобильным;

- ориентироваться в будущем на востребованность необходимых знаний (стремиться к качественному образованию, овладевать знаниями, которые будут востребованы в ХХI-веке), развивать в себе познавательные способности с творческим мышлением, постоянно изучать рынок труда и профессий и обрести опыт профессиональной деятельности.

- уметь организовывать свое дело, стремиться к профессиональной карьере, как гаранту жизненного успеха.

     Основным звеном технологической подготовки выступает формирование у школьников технологической культуры. Она характеризует уровень организации, содержания методов и средств преобразовательной  деятельности человека по созданию материальных и духовных ценностей. Высокий уровень культуры всегда стоит в прямой зависимости от любви человека к труду. Технология – фундаментальная область культуры. Она не имеет целью подготовить к какой–либо конкретной профессии, ее задача в том, чтобы в рамках общеобразовательной подготовки дать определенные знания и развивать умения помогающие понять окружающий технологический мир.

     Интеллектуальное значение технологии состоит в том, что она позволяет развивать такие качества как:

- наблюдательность, точность, способность анализировать, синтезировать;

- организованность;

- критический взгляд на вещи;

- суждение;

- эстетическое восприятие;

- алгоритм, решение поставленной проблемы.

     Декоративно прикладное искусство наиболее прочно связано с бытом и повседневной жизнью каждого человека. Именно поэтому эстетическое воспитание школьников на примере декоративно прикладного искусства имеет огромное значение для формирования культуры быта и труда нашего народа, культуры человеческих отношений в целом.

     Знакомясь с образами народного творчества, школьники попадают в мир сказочных образов, ярких красок узоров, орнамента, выразительных пластических форм, которые наиболее близки и созвучны их эстетическим чувствам и представлениям. Работа, проводимая исследователями в этом направлении, убедительно доказала благотворность влияния произведений народного декоративного искусства на развитие фантазии, образного мышления детей, на активизацию процесса их творчества, а так же на эстетическое воспитание в целом. Участие в творческом процессе изготовления художественных изделий, близких  к тем, какие создают народные мастера, не только дает ребенку знание технологического процесса и навыки работы с материалом, но и позволяет чувствовать себя художником, ощущать радость от того, что он научился делать красивые и полезные вещи.  Важную роль в приобщении школьников к искусству народных промыслов играет кружковая работа, В условиях работы кружка возможно целенаправленное и планомерное развитие творческой инициативы и самостоятельности ребят. На эту особенность кружковой работы указывал В. Сухомлинский  «Целостность кружковой работы состоит в том, что каждый может в течении длительного времени испытывать свои задатки, способности, выражать в конкретном деле свои склонности, находить любимою работу». Известно, что подростки любят все делать своими руками. Этим они могут заниматься в кружке. Здесь осуществляется более глубокое изучение теоретических основ конкретного художественного ремесла, развитие интереса к творчеству мастеров художественных промыслов. Тем самым реализуется важный педагогический принцип тесной связи теории с практикой.

     Большую роль имеет кружковая работа для профессиональной ориентации школьников, выбора специальности, интерес к которой во многом  определяется направленностью данного кружка.

     В организации занятий неизменно присутствуют элементы эстетики и нравственной оценки, что в свою очередь предполагает развитие у учащихся способности воспринимать прекрасное: в природе, в произведениях искусства, в труде, в человеческих отношениях, развитие эстетического вкуса, формирование художественно – творческих способностей, что способствует появлению правильной оценки, цвета, пропорций, гармонии, меры.

     Практические работы, связанные с различными видами  рукоделия требуют кропотливого труда, чем значительно совершенствуют общую трудовую подготовку, воспитывают трудолюбие, усидчивость, развивают культуру труда: точность, экономное расходование материалов, трудовых усилий, развивают мелкую моторику, координацию движений. При выполнении коллективных работ стимулируется взаимная отзывчивость, бережное отношение к результатам труда товарищей (подражательность положительному примеру).

     Лоскутным шитьем начинаем заниматься с 5-го класса, эту работу с детьми имеющими физические и умственные отклонения начинаю с анализа диагностики каждого класса и учащегося.  Работать с такими детьми, исключая индивидуальный подход, практически невозможно, При обучении основным из принципов обучения является принцип от  простого к сложному. На уроках применяю такие формы обучения как: деловая игра, творческий урок, урок зачет, урок – контроля знаний, урок – экскурсия и т.д.

     Учитывая особенности слабослышащих детей, в каждый метод вносятся изменения и дополнения, для лучшего усвоения изучаемого материала.

     В отличии от других предметов в швейном деле существует своя терминология, что усложняет подачу информации, но без ее знания не возможен диалог с учащимся, поэтому при изучении швейной терминологии столкнулась с тем, что дети  с трудом запоминают термины, или же заучивают их, не понимая смысла, тогда применила такой прием, как иллюстрация рисунком каждого термина, что значительно облегчило понимание их зрительно, Использую повторение терминологии перед началом урока в качестве речевой гимнастики.          

     По такому же принципу составлены безопасные условия труда и на ручном, машинном, утюжильном рабочих местах.

     Первое лоскутное изделие – игольница, прихватка. При изготовлении этих первых изделий подхожу дифференцировано к слабоуспевающим ученикам и наиболее подготовленным, при условии, что все они изучают материал не ниже требований программы, что открывает большие возможности развития у учащихся интереса. Именно на этих первых уроках с лоскутом, ребята знакомятся с цветовой грамотой, ведь кто работает с цветными лоскутами, как художник с палитрой красок, вместо кисти – иглы. Более подробно с цветом знакомлю на занятиях кружка «Храбрый портняжка», который веду уже в течении 7 лет.

     Знакомство с цветом начинаем с цветового круга,  ведь именно он помогает избежать ошибок при создании лоскутной «живописи». На этих занятиях учащиеся узнают о цвете.

     Основными цветами в природе является – красный – желтый  - синий. Их смешивание дает вторичные цвета – оранжевый (красный + желтый)  - фиолетовый (красный + синий), зеленый (желтый + синий) – Белый, серый и черный цвета называют нейтральными – 60 цветовых оттенков, составляют 12 секторов. В основе этого круга лежат 6 основных секторов и 6 промежуточных, полученных путем смешивания. При поиске цветовых сочетаний следует ориентироваться на времена года и характерные для них цветовые гаммы

            Весна              желтый

            Лето               голубой

            Осень             красный

            Зима               синий

     Цветовые комбинации весны и осени, так же как лета и зимы сочетаются между собой, а сочетание цветов зимы и весны или лета и осени вызывают дисгармонию и напряжение. Тот или иной цвет может выбрать чувство радости или печали, повышать или снижать работоспособность, обострять или рассеивать внимание.

     Группа теплых цветов: желтый, желто–оранжевый, оранжевый и оранжево–красный – веселые поднимающие настроение.

     Холодные цвета: голубой, сине – зеленый – свежие, успокаивающие.

     Наиболее благотворно на нервную систему человека воздействуют желтые, желто–зеленые, зеленые, зелено–голубые и серебристо–серые цвета Красный, синий, фиолетовые цвета утомляют зрение и возбуждают нервную систему. Соединяя различные цвета, используют в основном 2 приема:

1) сочетают родственные цвета

2) сочетают контрастные цвета

     Вот здесь и приходит на помощь цветовой круг – остроумное изобретение. Более изысканным и сложным цветовым сочетанием принято считать цвета секторов расположенных один от другого через сектор:

            красный – желтый – синий

            зеленый – фиолетовый – оранжевый

     Цвета соседних секторов вносят дисгармонию, но ее можно уменьшить, если ввести немного черного или серого цвета.

     Даю возможность самостоятельно подобрать лоскутки для изделия, пользуясь карточками гаммы цветов. Демонстрирую образцы ранее выполненных работ. Оказываю помощь в подборе лоскутов. Каждый ученик должен испытать радость успеха.

     В 5 – 7 классах работаем с х/б, льняными лоскутами.

     В 8 – 12 классах с шелковыми, синтетическими тканями, шерстяными, трикотажными.

     Прежде чем приступить к изготовлению изделий, провожу подготовительную работу, посещаем выставки, в музеи  декоративно – прикладного искусства, манеже «Современная женщина», выставки детского творчества района и обязательно просматриваем литературу по лоскутному шитью, это журналы: «Чудное мгновение», «ПЭЧВОРК». «Лоскутные подушки и покрывала» и др. Только увидев образцы для подражания, у ребенка появляется желание сделать себе или в подарок какое – то изделие.

     У слабослышащих детей преобладает наглядно - действенное мышление, им нужно показать рисунок или натуральный образец.

     Делаем первые шаги в лоскутном шитье, используя 2 - 4 вида ткани, учимся подобрать их по цвету и рисунку в блок. Именно на этих первых творческих уроках, дети начинают искать новые  варианты подбора ткани и составления новых блоков. Главное, что каждая работа индивидуальна и не повторяется. На этих  работах дети закрепляют умения по обработке швов и: развивают,  отрабатывают  мелкую двигательную моторику рук, без чего невозможно обработать и составить сложные блоки. В 7 – классах на теме «обработка фартука», и «ночной сорочке» в тему ввожу  использование лоскутных треугольников в качестве отделки изделий, ребята с удовольствием выполняют такую работу. Все новое большинство учащихся воспринимает с интересом.

6 – 7классы  Тема «Изготовление прихватки».

     Работу усложняю тем, что даю учащимся, соизмерив свои знания и умения, выбрать из предложенных 5 – 7 образцов прихваток, только схемы сборки, включаю в это количество две сложные работы и одну совсем простую.

     Если учащиеся выбрали сложную схему, даю им творческое задание (подобрать ткань и создать из шаблонов этот блок на столе), если учащийся справился с этим заданием, работаю с ним дальше индивидуально, их может быть несколько.  Для остальных провожу вводный инструктаж по подбору тканей, выкраиванию полосок, приемам сборки. Что бы получить качественное изделие из полосок необходимо прежде всего добиться выполнения ровных строчек швов стачивания. Учащимся разрешаю сметывать полоски, более сильным разрешаю скалывать булавками. При соединении полосок, показываю основной прием соединения полосок  в блок – край лапки швейной машины продвигается по краю срезов тканей, обеспечивая ровную строчку. На первом изделии отработать ровную строчку сложно, поэтому эту работу повторяем несколько раз (иногда и в качестве домашнего задания).

     В помощь учащимся выдаю инструкционные карты

 составленные для каждого блока, в инструкционную карту ввожу схему сборки, технические условия на выполнение швов сборки.

     Чтобы наглядность способствовала усвоению знаний, ее использование комбинирую с объяснением и беседой. Очень важно снабдить учащихся натуральными образцами - эталонами, что бы учащиеся смогли сравнить качество образцов и качество своей работы. Для определения ошибок (дефектов) в своей работе применяю карточки контроля. Карточка контроля помогает учащимся

- определить качество выполненной работы

- найти дефекты (брак)

- учит их элементам самоконтроля

- логически мыслить

     Лучшие работы учащихся вывешиваем на стенд «лучшие работы» или выставляем на выставку детского творчества детей с ограниченными возможностями.

     Наиболее сложные работы делаем с учащимися старших классов на занятиях кружка, т. к. на кружке учащиеся более раскрепощены и не ограничены рамками  урока, пока это первые попытки  изготовить серьезные вещи, которые могут украсить любое жилище или подарочные экземпляры. Несколько лет на занятиях кружка мы шьем декоративные подушки, год от года усложняя технику их выполнения. Шьем элементы одежды, такие как съемные воротники, кокетки, галстуки, сумочки–косметички, подарочные наборы, грелку, прихватки, панно и другие приятные мелочи.

     На каждый блок делаю инструкционную карту, используя техническую документацию (инструкционные карты, карточки контроля, критерий оценки знаний), которые  помогают приучить учащихся к чтению технических условий и пользованию ими, т. к. в швейном деле каждый стежок, каждый шов имеет свои технические условия выполнения.

     Занимаемся аппликацией, к юбилею писателя Н. Н. Носова выполнили серию работ по технике аппликации по произведению «Приключения незнайки». Именно на таких работах у учащихся развивается фантазия, пространственное воображение и эстетический вкус.

     При работе в классах  со слабослышащими учащимся особое внимание отводится образованию речевой базы, без которой не может быть работы на уроке, в быту, в будущей трудовой деятельности. Овладение знаниями и умениями находится в прямой зависимости от уровня развития речи.

1. Специальная словарная работа, она должна обеспечить четкое понимание того или иного значения слова, все новые по значению слова записываем в конце тетради.

тетради, этим словарем учащиеся пользуются и на других  уроках. Иногда записываем словосочетания или целые предложения, если необходимо делаем подробную расшифровку слова. В нашем словаре преобладает швейная терминология, например:

- фурнитура              - пуговицы, пряжки, кнопки, крючки, петли и т.д.        

- дефект                    - брак в ткани, изделии

- декотировка            - проутюжить ткань через влажный  проутюжильник

     Новые слова записываем каждый урок на доске, отведенной под «словарь новых слов», обязательно с ударением. Закрепляем произношение в течение урока несколько раз, если необходимо, то хором.

 

2. Замены слова другим, словом или словосочетанием

На юбку:         пошло

                        идет

                        ушло                           1,5 м ткани

                        израсходовали

                        нужно

3. Возможна и другая форма работы – переформулирование, изменение текста - расход ткани на юбку – 1,5 метра.

 

4. Объяснение – оно заключается в том, что содержание неизвестного или словосочетания с помощью знакомых  учащимся лексических средств. Подобное словесное пояснение раскрывает значение не отдельного слова, а ситуацию.

     Так объясняя значение словосочетания «перевыполнили план». Часто встречающегося на уроках трудового обучения можно рассмотреть пример из школьной и  бытовой жизни учащихся (план урока, норма выполнения какой – то работы и т.д.), поясняя при этом, что все выполненное и сделанное больше плана входит в понятие «сверх плана».

Перевыполнить                               - сделать больше

Весь план (задание)                         - 100%

План перевыполнили на 10%          - план выполнили на 10%

 

5. Большую роль в развитии речи учащегося на уроках трудового обучения играют упражнения по составлению рассказа.       

Даю задание: пользуясь журналом мод составить описание фартука, ночной сорочки.

Предлагаю перечень вопросов:

- Из какой ткани изделие?

- Какой рисунок ткани?

- Отделка изделия?

- Детали изделия?

     Такая работа активизирует деятельность учащихся, они стараются выбрать интересную модель, учатся логически мыслить, правильно      строить предложения.

 

6. При изучении швейной терминологии использую карточки «доскажи текст», чередуя близкие по значению термины, например:

1) Сметать - _________________________________________

2)___________ - соединение 2-х одинаковых деталей машинной строчкой

3) Наметать  -__________________________________________

4)___________ - наложить и настрочить одну деталь на другую

(настрочить карман)

5) Заметать - ___________________________________________

6)___________ - закрепить машинной строчкой припуск на шов

или подогнутый край детали

7) Разутюжить - ___________________________________________

8)____________.- отогнуть припуски шва в одну сторону и закрепить при помощи утюга.
Или расшифровать название швов, показывая учащемуся схемы швов.

 

7. Использование диалога – является особенно важным в работе по развитию речи слабослышащих учащихся. Именно в диалоге эффективнее можно организовать словесное общение учащихся. Слабослышащие учащиеся не владеют большим запасом слов, не могут длительное время быть внимательными (особенно те которые читают с губ). Кроме того, их восприятие требует постоянной проверки на каждом этапе беседы. Учитель имеет возможность сосредотачивать внимание учащегося на простых, доступных пониманию учащегося вопросах. «Вопросно–ответная» форма дает возможность учителю направлять познавательную деятельность учащегося. При этом он может быть уверен (по ответам учащегося), что учащиеся правильно  воспринимают смысл и условия вопроса, верно отвечают.

     Положительные стороны в «вопросно–ответной» форме могут проявится только при соблюдении учителем определенных требований:

  • каждый вопрос должен быть самостоятельным и выяснять какую либо законченную деталь из сложного условия.

  • задаваемый вопрос  должен будить мысль ребенка, а не требовать ответа «да» или «нет».
  • составляя вопросы, необходимо предвидеть и форму ответа, для этого нужно учитывать словарный запас учащихся, в ответе учащихся должно быть отражено понимание вопроса.
  • нужно придерживаться  принятой формы постановки вопроса, лишь             постепенно варьируя им, т. к. неожиданное изменение привычной формы уже затрудняет понимание слабослышащих учащихся.

8. Работа над окончанием слов.

Говорят так:

2                     5                      8

Одна полоска                        3          полоски          6          полосок          9

4                     7                      10

 

9. Развитие речи происходи при работе в бригадах.

     Учащиеся делятся на бригады – выполняют определенное задание, по окончании работы учащиеся меняются выполненными работами, учатся оценить работу, комментируют найденные ошибки, делают анализ выполненной работы.

     Так постепенно с помощью плакатов, таблиц, инструкционных карт, карточек контроля, специальных записей, дети овладевают определенным запасом слов, швейной терминологией, учатся формулировать не только ответы, но и вопросы, развивают речь.

     Окончательный результат виден на творческих уроках, где учащиеся демонстрируют свои изделия перед классом, на родительских собраниях, праздниках труда, кратко рассказывают о своем изделии. Вместе с учащимися выбираем лучшее изделие, лучшую отделку, изделие выполненное  с лучшим качеством, и уже эти лучшие из лучших участвуют:

  • в городских выставках,
  • в фестивале «Искорки надежды»,
  • в фестивале  «Смотри на меня как на равного»,
  • на региональной выставке в манеже «Равные возможности» - призерами которых мы ежегодно являемся.

 

           

         

 

Инструкционная карта № 1

Тема « Лоскутная мозаика». Узор «Диагональная полоска».

№ п/п

Наименование выполненных работ

Технические условия

Словарь, рисунок схема

 

1

Выкроить основу из х/б ткани- квадрат.

Из однотонной ткани 22 х22см.

Шаблон – выкройка детали с припусками на швы.

2

Выкроить полосы

Длиной 20-30 см.(по долевой нити) длиной 4см.

Блок – отдельная деталь, из которых собирается единое полотно.

3

Наметить на основе диагональ.

Провести диагональ тонким карандашом.

Ткань основы.

4

Отмерить и отрезать полоску 1

 

Диагональ- линия соединения противоположных вершин квадрата.

5

Середину полоски 1 совместить с диагональю основы и приколоть булавками.

 

 

6

На полоску 1 наложить полоску 2, лицевой стороной вниз, скрепить булавками.

Швом 0,5 см (по ширине лапки)

 

7

Отвернуть полоску 2 на лицевую сторону и приутюжить, закрепить булавками к основе.

 

 

8

Соединить другие полоски таким же способом.

Швом 0,5 см.

 

9

Проделать тоже самое с другой стороны от полоски 1.

 

 

10

Готовый узор отутюжить. Подрезать.

 

 

Инструкционная карта № 2

Тема « Лоскутная мозаика». Узор «Паркет».

№ п/п

Наименование выполненных работ

Технические условия

Словарь, рисунок схема

 

1

Выкроить основу из х/б ткани – квадрат

Из однотонной ткани.

Шаблон

2

Выкроить полосы.

Длиной 20-30 см.

Блок.

3

Выкроить прямоугольный треугольник.

 

Основа.

4

Наметить на основе среднюю линию.

Провести карандашом.

Середина детали.

5

Наложить треугольник на основу, совместить вершину прямого угла со средней линией.

Закрепить булавками.

Треугольник.

6

Полоску 2 наложить лицевой стороной на треугольник, притачать, до границы треугольника, отрезать полоску.

Швом 0,5см.

Паркет.

7

Полоску 3 расположить симметрично, настрочить на треугольник до конца полоски 2.

Швом 0,5см.

 

8

Проделать тоже самое до конца квадрата.

 

 

9

Готовый узор отутюжить, подрезать.

 

 

Инструкционная карта № 3

Тема « Лоскутная мозаика». Узор «Цветные кольца».

№ п/п

Наименование выполненных работ

Технические условия

Словарь, рисунок схема

 

1

Выкроить основу из х/б ткани

Из однотонной нерастягивающейся ткани 22х22 см

Шаблон сборки рисунка

 

2

Выкроить полосы

Шириной 4 см., длиной 20 -30 см.

Блок

3

Выкроить цельный квадрат 1.

Из светлой ткани 4см.х4см.

Квадрат

4

Наметить на основе середину

Провести тонким карандашом 2 линии

Середина квадрата

 

5

Наложить квадрат на середину основы, сколоть булавкой

По середине

Светлая ткань

Темная ткань

6

Полоску 2  наложить лицевой стороной квадрата, проколоть и притачать

Швом 0,5см

 

 

7

Полоску 3 также наложить с другой стороны, притачать

Швом 0,5 см

 

 

8

Остальные полосы собрать по схеме, чередуя темные и светлые полосы по схеме.

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 13.03.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»