МБОУ  "С(К)ОШИ  №12  г.Челябинска"

Антипина Т.Г.

 

 

Развитие речи  слабослышащих учащихся
на уроках  истории с применением ИКТ.

 

Антипина Т.Г.  Кононов В.М.  Чемоданов В.А.

 

     Самое ценное в школе — это время общения учителя с учеником. Поэтому ЦОР, как и любые другие компьютерные средства, должны расчистить учителю площадку для творчества, для перехода от вещания к дискуссии с учениками. ЦОР, созданные учителями нашей школы, направлены именно на это.

     Программа курса по истории предусматривает изучение вопросов посвященных знакомству учащихся с мировыми достижениями культуры, культуры России, родного края. Изучение этих вопросов вызывает определенные трудности у слабослышащих учащихся.  На уроках должен присутствовать  яркий иллюстративный, музыкальный, звуковой, фото и видеоматериал. Его отсутствие вызывает  определенные сложности в плане изучения и практического применения теоретических знаний. Предлагаемый в учебниках материал содержит большой объем информации, зачастую излишне теоретизированной, иногда,  мало доступный для понимания учащихся. Поступающие в школу диски, содержащие материал для изучения культурологических вопросов, тоже не всегда могут оказать действенную помощь учителю. Поэтому появилась необходимость создания ЦОР по  теме «Культура», которые будут содержать весь необходимый материал к урокам и помогут школьникам в восприятии, лучшем понимании, запоминании  и осмыслении культурных достижений человечества, нашей Родины и родного края, а также способствовать развитию речи учащихся.

     Такой комплекс ЦОР, созданный по  теме «Культура»,  включает обучающие, контролирующие, практические части с творческими заданиями, а также терминологический аппарат, что обеспечивает коррекционную работу в плане усвоения необходимой терминологии.

Создание комплекса ЦОР по теме «Культура» позволяет  реализовать  следующие  цели:

  • повышение качества обученности   по предмету история,
  • повышение уровня обученности и воспитанности уч-ся,
  • интенсификация и индивидуализация процесса обучения,
  • формирование общеучебных умений и навыков на более высоком уровне,
  • создание объемных  и ярких представлений о прошлом,
  • развитие устной связной самостоятельной речи учащихся;
  • повышение  заинтересованности  и  познавательной  активности  уч-ся,  расширение  их кругозора;
  • расширение  возможностей  предъявления  информации: цвет,  графика,  средства  мультимедиа,  звук,  видеофрагменты,  анимация,  дополнительный  иллюстративный  материал,  отсутствующий  в  учебной  литературе,
  • включение  слухо-зрительных  коррекционных  блоков  (работа  со  словарем,  составление  рассказа  по  плану, по  опорным  словам),
  • формирование  самостоятельной  деятельности  уч-ся  в  плане  самообразования, включение  в  учебный  процесс  заданий  творческого  плана.

     Комплекс ЦОР по  теме «Культура»,  включает в себя материал для проведения уроков, начиная с 4 класса  по 9 класс основной школы.  Начиная с пропедевтического курса, учащиеся учатся умению работать с ЦОР. Комплекс ЦОР имеет следующую структуру:

  • план с перечнем необходимых вопросов для изучения, соответствующих примерной программе по истории,

  • теоретическую часть в уровневом режиме, включающую в себя  текстовую информацию, необходимые иллюстрации, фотографии, видео, подборка вариантов заданий, вопросов к ним, звуковое сопровождение текстовой информации,

  • галерею с видеорядом дополнительной информации по теме,

  • иллюстрированный терминологический словарь по теме,

  • картографичекий материал по каждой теме,

  • варианты заданий,  направленных на развитие творческих способностей учащихся,

  • задания на развитие устной самостоятельной речи учащихся;

  • тестовый материал в уровневом режиме для закрепления и проверки знаний и умений по теме.

     Любой учитель может использовать  ЦОР, продумав свою структуру проведения урока. «Обкатав» свой вариант урока, учитель может перейти к его расширению, добавляя вариативы для каждого тематического элемента. Понятно, что это делается с прицелом на группы слабых, средних и сильных учеников; задания для них дифференцируются, и это первый шаг к индивидуальной образовательной траектории учащихся. Учитель сам может заменить все или некоторые мультимедиа файлы в папке элементов контента с сохранением их имён и форматов. Таким образом, можно изменить содержание вплоть до его смены

     При этом уровень вносимых изменений определяется только IT-компетентностью  учителя и имеющимися в его  распоряжении материалами. Таким образом, шаг за шагом учитель может выстроить авторский вариант учебного ЦОР по предмету. В предельном случае такая траектория, составляемая для каждого ученика, является динамически расширяемым образовательным ресурсом, не требующим сколько - нибудь существенной переработки в целом при изменении содержательных или технических внешних условий.

ЦОР могут  быть  использован  на  разных  этапах  урока:

  • для  контроля  усвоения  материала, 

  • для  закрепления  изученного  материала, 

  • для  изучения  нового  материала, 

  • для  обобщения  материала  по  какой-либо  теме. 

     При  разработке  ЦОР выделены  следующие  дидактические  направления:

     1. обучение  предметному  языку  через  включение  в  ЦОР   словаря  по  теме.  Например,  тема  «Культура древней Греции»   после  знакомства  со  словарем  дается  задание:  выберите  5  основных  ключевых  понятий  темы;

     2. работа  на  компьютере  при  подготовке  к  уроку.  Например,  по  теме  «Культура древнего Рима»  уч-ся  предварительно  самостоятельно  знакомятся  со  словарем  и  проверяют  себя  с  помощью  контролирующей части;

     3. обучение  устной  самостоятельной  связной  речи  уч-ся.  Например,  урок  по  теме  «Славянские  боги  и  праздники». Дается  задание:  используя  иллюстрацию,  составьте по плану  рассказ  о  жизни  славян  в  древности;

     4. работа  по  формированию  специальных  и  интеллектуальных  умений  уч-ся  (анализ  явлений,  выявление   причинно-следственных  связей,  составление  развернутой  характеристики    исторического  деятеля).  Например,  тема  «Культура древнего Рима».  Дается  задание:  используя  информацию  на  компьютере  и  текст  учебника, составьте  характеристику  одного из исторических личностей римской истории  по  предложенному  плану.

     Уроки  с  применением  ЦОР имеют  четко  сформированные  обучающие,  развивающие,  воспитательные  цели  и  выраженную  коррекционную  направленность.  Вместе  с  тем  каждый  из  уроков  не  равнозначен  в  плане  обучения,  развития,  воспитания, коррекции.  Поэтому  на  каких -  то  занятиях  приоритет  отдается  обучающим  задачам,  на  других  развивающим.  Например,  ЦОР «Замок  феодала»  и  «Культура  России  Х1Х века»,   позволяют  получить  уч-ся   максимум  сконцентрированной   учебной   информации  в  доступной  форме.  Уроки,  с  помощью  этих  ЦОР,  носят  обучающий  характер.  Обеспеченные  ярким  иллюстративным  материалом  по  архитектуре,  живописи,  музыке,  эти  уроки  интересны  детям  и  в  познавательном  плане  и  в  плане  доступности.  Незнакомые  слова  с  помощью  компьютера  объясняются,  рисунки,  картинки,  фотографии  описываются.  Лексическое  значение  слов    расшифровывается.  Дифференциация  по  трем  уровням  сложности  позволяет  любому  уч-ся   работать  в  индивидуальном  плане.       

     Не  только    дети  с  недостатками  слуха,  отличающиеся  речевым  недоразвитием,    испытывают  значительные  затруднения  при  самостоятельном  составлении  рассказов.  Поэтому  многие  ЦОР отличаются  коррекционной  направленностью  в  плане  развития  речи.  Например,  такие  ЦОР,  как  «Русская  изба»,  «Иконы»,  «Возрождение»  предусматривают  такие  виды  работ,  как  составление  рассказа  по  опорным  словам,  с  помощью  памятки  «рассказ  по  исторической  картине», работа  с  деформированным  текстом, и т.д.  Получая  при  этом  слухо-зрительную  и  лексическую  помощь  от  компьютера,  уч-ся  уже  на  начальном  этапе  обучения  истории  не  просто  заучивают  отдельную  учебную  информацию,  а  пытаются  самостоятельно,  грамотно  и  связно  пересказывать,  размышлять  и  делать  выводы  и  обобщения.

     ЦОР   для  уроков  истории  позволяют  реализовать  не  только  обучающие,  развивающие,  коррекционные  цели,  но  и  имеют  практические  блоки.  Именно  в  практической  деятельности  уч-ся  закрепляют  изученный  материал.  В  большинстве  ЦОР   практическая  часть  направлена  на  развитие  речевых,  умственных  и  творческих  способностей  уч-ся.  Например,  уроки  по  теме  «Культура  России  Х1Х  века»  заканчиваются  выполнением  практической  части,  которая  направлена  на  развитие  творческих  способностей  уч-ся  и  включает  в  себя  следующие  задания:  посмотрите  виды  природы  и  выберите  те,  которые  вам  понравились.  Попытайтесь  с  помощью  красок,  слова,  музыки  передать  свои  чувства,  мысли,  настроение  при  виде  этих  картин  природы.

     Методы  использования  компьютера  на  уроке  прежде  всего  зависят  от  задач,  которые   ставит  учитель  перед  уч-ся.  ЦОР позволяют  организовать  познавательную,  творческую  деятельность  уч-ся  с  помощью  диалога,  в  ходе  которого  предъявляется  учебная  информация. Учащимся  предлагаются  различные  задания,  контролируется  их деятельность,    и  даются  по  мере  необходимости,  подсказки,  помощь,  т.е.  осуществляется  коррекционное  воздействие  на  уч-ся.

     Практика  применения  ИКТ  при  обучении  истории  показала    необходимость:

     1. предъявления  четкой  установки  на  предстоящую  учебную  деятельность,

     2. определения  учителем  конечного  результата  урока,

     3. выделение  факторов,  влияющих  на  повышение  результативности  учебной  деятельности,

     4. осуществление  своевременной  коррекции,  как  в  работе  учителя,  так  и  в  работе  уч-ся.

     ЦОР открывают возможности ученикам учиться гораздо интереснее. И появляется надежда, что даже двоечник сможет проявить себя с лучшей стороны с помощью новых технологий, так как у него будет возможность работать в том темпе, который ему подходит, и столько, сколько ему необходимо.

     Комплекс  ЦОР   по  истории  доказал,  что  внедрение  ИКТ  в  УВП  значительно  повысил  качество  учебной  информации  и   соответственно  уровень  обученности  детей.  Работа в информационном пространстве дает возможность расширить рамки общего образования, подготовить учащихся  к активной жизни в информационном обществе.

Дата последнего обновления страницы 02.03.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»