МБОУ  "С(К)ОШИ  №12  г.Челябинска"

Сидорова Т.П.

 

 

Использование интерактивной доски

на уроках математики как средство формирования коммуникативной компетентности  слабослышащих учащихся.

 

 

     В обучении математике должен получать свое отражение характерный для нашего времени процесс применения информационных технологий.

     Подрастающему поколению необходимо научиться жить и работать в качественно новой информационной среде, адекватно воспринимать её реалии и научиться пользоваться ею. Главная задача учителя – обучая развивать, т.е. не только дать знания по своему предмету, но и сформировать ключевые компетентности: научить ребенка мыслить логически, ставить проблему и находить пути ее решения, ориентироваться в информационном пространстве, развивать коммуникабельность.

     Как сделать урок более продуктивным и интересным и добиться того, чтобы дети хорошо усваивали материал? Этот вопрос  волнует любого учителя.

     В современном образовании очень важными и актуальными становятся вопросы о способах, приемах, технологиях организации образовательной деятельности, основанных на интерактивных методах.

     В работе со слабослышащими учащимися  используются в основном объяснительно – иллюстративные, что отчасти объясняется особенностями наших учеников (снижение слуха и как результат этого речевое недоразвитие, снижение всех психологических функций).  При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя. Для слабослышащих учащихся диалоговое обучение вызывает определенные трудности, потому что нарушение слуха ведет к отсутствию полноценного общения с окружающей средой: низкий уровень навыков общения; невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение. При работе со слабослышащими учащимися обогащение словарного запаса учащихся, уточнение уже имеющихся понятий, расширение  речевой практики, создание условий для развития диалоговой среды является одной из приоритетных  задач каждого урока в нашей школе. Формированию речи слабослышащих учащихся – важнейший компонент, без усвоения которого невозможно овладеть речью как средством и орудием мышления

     В преодолении этих трудностей нам помогают  новые интерактивные технологии, которые позволяют преподавателю намного эффективнее управлять демонстрацией визуального материала. Применение интерактивной доски дает возможность  использовать различные стили обучения: визуальные, слуховые, кинестетические, обеспечивая живое взаимодействие учителя и ученика и постоянный обмен информацией между ними.  Яркая картинка на экране – всего лишь способ подачи материала. Это одностороннее движение. Самое же важное – это живое взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен информацией между ними. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с учениками  класса. Когда преподаватель в центре внимания, все видят его действия, и сам он обращен к классу (что важно особенно для учеников нашей школы)- улучшается понимание материала. Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске. Таким образом,  использование интерактивной доски может помочь учителю  развить  дискуссию, позволяет ученикам лучше понять материал. Управляя обсуждением, преподаватель может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах. Информация на интерактивной доске становится центром внимания для всего класса.

     Благодаря наглядности и интерактивности,  учащиеся в классе вовлекается в активную работу: обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, закрепляются и совершенствуются приобретаемые на уроках речевые навыки.

      Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов. Преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме.

      Математика отличается абстрактностью объектов, а исследовательская деятельность с математическим содержанием носит преимущественно мыслительный характер. С помощью заданий на интерактивной доске можно сделать видимыми, наглядными изучаемые процессы, сложные для понимания. При  обучении математике задания, выполняемые на интерактивной доске, больше всего подходят для развития исследовательского умения устанавливать влияние изменения условий на изменение объекта.  Они хороши тем, что позволяют ученику видеть, как вводимые им данные влияют на ситуацию, к каким изменениям они приводят (например, при изучении темы «Четырехугольники, их виды и свойства», «Задачи на построение»). Главное отличие таких моделей в том, что они могут быть динамическими. Их использование вместе с другими моделями позволяет ученикам наблюдать процесс изменения и  фиксировать его результат. Выполнение  заданий направлено не столько на применение имеющихся знаний, сколько на открытие новых, на обобщение знаний.  При их выполнении школьник не может остаться пассивным потребителем знаний, применять их по образцу. Ученик находится в позиции активного деятеля, открывающего для себя новое.  Давая задания, учитель может проводить исследования, раскрывающие различные связи и зависимости по всем содержательным линиям курса математики. (Например: «Положение запятой при умножении и делении десятичной дроби на 10, 100, 1000»).

      Использование возможностей интерактивных досок вносит в учебный процесс новое качество, поскольку не только заметно облегчает подготовку и проведение урока, но и открывает такие возможности, которых до появления интерактивных досок не было. С помощью программного обеспечения, поставляемого вместе с интерактивной доской, несколькими прикосновениями маркера рисуем прямую линию, треугольник, прямоугольник или круг. При необходимости можно изменить размеры фигуры,  перевернуть или перенести на другой участок доски.  На уроках геометрии можно, разобрав задачу, сделать быстро цветной, аккуратный, четкий чертеж, а потом решать задачу, записывая решение, выделяя главное на чертеже; используя шаблоны моментально можно начертить координатную прямую, координатную плоскость; показать измерение с помощью линейки и транспортира, использовать интерактивную доску  для проверки домашних заданий и выполнения устных упражнений.  При проверке домашнего задания,  можно дать не только правильные ответы, но и образец решения, сосканировав  верно выполненную домашнюю работу.

      С использованием интерактивной доски эффективнее проводятся  обучающие самостоятельные работы. Рядом с каждым заданием можно написать не только ответы, но и решения. Проверяя свою работу, учащиеся  видят свои ошибки, тут же исправляют их. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание материала.

      Проведение уроков в  форме  презентаций увеличивает объем информации для усвоения. Создание презентаций — творческий, интересный, хотя,  трудоемкий процесс. Но, как показывает опыт, потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату..

     Применение интерактивной доски на уроках математики,  на мой взгляд, педагогически оправдано, так как дает целый ряд преимуществ, как учителю, так и учащимся:

  • обеспечение более ясной, эффективной и динамичной подачи материала за счет использования презентаций  и других ресурсов, возможности рисовать и делать записи поверх любых приложений, сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени;

  • развитие мотивации учащихся благодаря разнообразному увлекательному  и динамичному использованию ресурсов;

  • предоставление больших возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.

  • использование различных стилей обучения (учитель может обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям);

  • обеспечение хорошего темпа урока;

  • предоставление возможности сохранения использованных файлов в школьной сети для организации повторения изученного материала;

  • упрощение проверки усвоенного материала на основе сохраненных файлов;

  • обеспечение многократного использования педагогами разработанных материалов, обмена материалами друг с другом;

  • стимулирование профессионального роста педагогов, побуждение их на поиск новых подходов к обучению.

        В центре любого образовательного процесса стоит ученик, ведомый учителем к знаниям. И если школьник от мотива «надо» придет к мотиву «мне интересно, я хочу это знать», то путь этот будет более радостным и плодотворным. Решению этой задачи как раз и способствует использование в процессе обучения возможностей  интерактивной доски.

Дата последнего обновления страницы 02.03.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»