МБОУ  "С(К)ОШИ  №12  г.Челябинска"

Жужгова И.В.

 

 

Применение информационных технологий

в преподавании математики

 

 

           

     Модернизация образования невозможна без его информатизации. Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования практикой разработки и использования новых информационных и телекоммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психолого – педагогических целей  обучения и воспитания.

     Модернизация образования предполагает применение технических и программных средств обучения. Учителя математики школы – интерната за последние несколько лет накопили большой опыт внедрения ИКТ в процесс обучения слабослышащих учащихся. Средства ИКТ позволяют компенсировать достаточно серьезные нарушения деятельности органов слуха, речи,  мыслительных процессов, при этом поддерживается работа ослабленного органа и обеспечивается компенсаторная функция альтернативного. Использование компьютера как средства обучения создает условия для индивидуализации коррекционного обучения каждого ребенка, учета темпа и способа усвоения им знаний.   Обучение слабослышащих детей с использованием компьютера преследует следующие цели:

  • развитие  всех составляющих мыслительной деятельности;
  • развитие самостоятельности выполнения заданий, навыков самопроверки и самооценки;
  • формирование  алгоритмического стиля деятельности;
  • формирование умения самостоятельно приобретать информацию, обобщать ее и применять на практике;
  • развитие интереса к предмету.

     Изучение алгебры и геометрии вызывает у слабослышащих учащихся определенные трудности в плане их усвоения, а также практического использования теоретических знаний. Предлагаемый в учебниках материал содержит большой объем информации, мало доступной для понимания учащихся, имеющих недостаточное слуховое восприятие, недостатки в развитии речи, плохую память, задержку психического развития. Кроме того, в учебниках отсутствует красочный иллюстративный материал, который помог бы слабослышащим школьникам в зрительном восприятии, лучшем понимании и запоминании основных теоретических фактов алгебры и геометрии. Поэтому учителями математики были созданы комплексы компьютерных  разработок  по основным содержательным линиям «Программы по математике»: «Функции», «Треугольники», «Площади фигур», «Подобные треугольники», «Движение». Технические возможности школы позволяют делать программы с использованием мультимедиа, звукового сопровождения, анимации. Каждый из таких комплексов включает обучающие, контрольно – обучающие и контролирующие блоки, а так же, учитывая низкий уровень словарного запаса учащихся,  «Словарь», что обеспечивает коррекционную работу в плане усвоения необходимой терминологии.

 

     ЦОР обучающего характера составлялись с учетом психофизических особенностей слабослышащих школьников, текстовая информация в которых  сведена к минимуму, процесс обоснования, доказательства  отличаются большей наглядностью,  учащиеся  видят перед собой не готовый чертеж, а этапы его построения, цветовая гамма помогает зрительному восприятию, фокусирует внимание учащихся на важных выводах. При использовании обучающих ЦОР сокращено время на изучение нового, увеличено время на формирование навыков использования нового материала при решении задач обязательного и повышенного уровня сложностей. Обучающие ЦОР активизируют способность к познанию нового, развивают мышление слабослышащих учащихся.

     В ЦОР  контрольно – обучающего характера приведены образцы решения задач, план  решения «опорных» задач, которые облегчают поиск правильного хода решения, формируют алгоритмический стиль деятельности учащихся. Контролирующая часть  включает задачи обязательного уровня с подсказками и ссылками на образцы решения задачи.

     Контролирующие ЦОР применяются на этапе проверки знаний учащихся (тематический контроль) и этапе итогового повторения. Главное преимущество компьютера в процессе обучения в том, что он позволяет работать с каждым учеником в отдельности. Индивидуализация обучения улучшает качество подготовки, что  достигнуто за счет живой обратной связи, которая устанавливается в процессе диалога школьника с ПК. В зависимости от характера ответа на контрольные вопросы компьютер предлагает наводящие вопросы, дает подсказку или замедляет темп обучения.

     Применение комплекса ЦОР обеспечивает детальную проработку учениками изучаемого материала. Обучение на компьютере является развивающим для всех компонентов мыслительной деятельности и является средством организации, стимулирующей восприятие учебного материала. ЦОР отличаются коррекционной направленностью, учетом психофизических особенностей детей. Это дает возможность целостной подачи материала в доступной форме, учитывает поэтапность предъявляемого материала, работу в индивидуальном  режиме для каждого  школьника.

     Использование комплексов ЦОР по наиболее сложным темам показали усиление мотивации учащихся на изучение алгебры и геометрии, активизацию их познавательных интересов; возможность работы учащихся в индивидуальном режиме и отслеживания результатов своей деятельности, повышение самооценки и укрепление уверенности учащихся в своих силах. Кроме того, очевидны преимущества  компьютера  перед  обычной  подачей  материала на уроке:

  • организация  исследовательской  работы учащихся на уроке:
  • фокусировка внимания учащихся на важных моментах доказательства  или  решения задачи  за счет средств мультимедиа;
  • использование цветовой гаммы  для зрительного  восприятия и лучшего запоминания  предъявляемого материала;
  • наличие словаря по теме, справочного и теоретического материала;
  • выполнение  работы в индивидуальном  режиме;
  • предъявление  разноуровневых  заданий и упражнений;
  • самопроверка и  самооценка.

     Важнейшая задача школы – подготовить школьников к полноценной жизни. Одной из задач коррекции слабослышащих детей является развитие умственных способностей аномального ребенка, помощь в адаптации его в современном мире. Компьютер представляет новые возможности для развития детей с нарушениями слуха и обеспечивает принцип равного доступа к образованию.

 

Дата последнего обновления страницы 02.03.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»