МБОУ  "С(К)ОШИ  №12  г.Челябинска"

Статьи в рамках проекта

 

 

Статья  Т.Г.Антипиной, В.А.Чемоданова, В.М.Кононова "Опыт создания АРМ учителя обществознания" была издана в журнале "Преподавание истории в школе".

 

Антипина Т.Г. Кононов В.М.Чемоданов В.А.

Опыт создания АРМ учителя обществознания.

Г.Челябинск, МСКОУ школа – интернат № 12.

 

   Одним из направлений повышения качества образования является использование информационно-коммуникационных технологий в предметно-урочной и внеурочной деятельности учителя. На это направлено насыщение школ техническими ресурсами, которое ныне достигает уровня, позволяющего говорить о необходимости создания автоматизированного рабочего места (АРМ) учителя.

Многие понимают под АРМ всего лишь наличие в классе компьютера, мультимедийного проектора, принтера, сканера, интерактивной доски и т. п. С помощью этой техники учитель может использовать как готовые материалы, так и собственные разработки. Однако мы понимаем АРМ более широко, включая в него не только техническое обеспечение работы учителя, но и содержательный, и методический аспекты. Данный подход продиктован необходимостью систематизации разнообразных дидактических и методических материалов, имеющихся сегодня в распоряжении учителя, а также комплексным подходом к использованию технических средств обучения.

   АРМ учителя обществознания  позволяет реализовать следующие цели:

  • осуществление полной информационной поддержки всех элементов учебного процесса по предмету «обществознание»,

  • создание собственных информационных ресурсов,

  • обеспечение быстрого поиска и доступа к необходимой информации,

  • возможность постоянного обновления и наращивания информации,

  • повышение профессионального мастерства учителя,

  • выход на новую технологию в организации труда учителя, что должно способствовать повышению качества знаний учащихся по предмету «обществознание».

   Мы поставили перед собою задачу наполнения АРМ образовательными ресурсами по предмету с учётом имеющихся нормативных документов, накопленного учебного опыта,  дидактического, методического материала  учителя обществознания.

   Организация и реализация АРМ учителя обществознания, содержащего нормативные, дидактические, методические, информационные материалы по организации учебного процесса по предмету «Обществознание», возможна в течение года. Привлекательность идеи создания АРМ состоит в возможности участия широкого круга людей в этом проекте, в доступности материла (с развитием федеральной программы подключения школ к Интернету), в сравнительно небольших финансовых затратах.

   Содержательная сторона АРМ предполагает его использование в предметно–урочной  и предметно - внеурочной сфере образовательной области «Обществознание».

   В организационной форме реализация АРМ возможна в следующих видах:

  • подготовка к урокам и внеклассным мероприятиям,

  • проведение учебных занятий,

  • индивидуальная работа с учащимися: использование материалов АРМ для выполнения заданий, подготовки детьми сообщений по предметным темам, написания реферативных работ,

  • работа с классом: непосредственное использование электронных материалов АРМ на предметных уроках в соответствии с учебной программой, привлечение материалов для выполнения учениками домашних заданий и творческих проектов,

  • межшкольная работа: привлечение материалов АРМ для публикаций, выступлений на районных, городских семинарах,

  • работа с группой, непосредственное выполнение заданий на предметных уроках,

  • корректировка учебного процесса,

  • методическая работа и представление своего опыта для молодых специалистов района, города, области.

   АРМ учителя обществознания помимо базового дидактического, методического, нормативного материала должен включать постоянно обновляемый материал, инициатива обновления которого лежит на школьных учителях, учениках и их родителях.

   Можно выделить следующие этапы работы при создании АРМ учителя обществознания.

  1. Разработка структуры АРМа учителя обществознания.

  2. Создания электронной инструментальной оболочки АРМ учителя обществознания.

  3. Сбор и обработка дидактического, методического и нормативного материла по модулям АРМ.

  4. Создание базы учебно-методического, дидактического, информационного материала.

  5. Разработка и внедрение материалов в модули АРМ учителя обществознания с учётом требований действующей программы образовательной области «Обществознание».

  6. Проведение семинаров и конференций среди учителей для ознакомления с АРМ учителя обществознания, обсуждения вопросов улучшения АРМ, выработки методических рекомендаций по эффективному использованию АРМ в классно-урочной и внеурочной системе по программе образовательной области «Обществознание».

  7. Привлечение учителей, детей, их родителей, заинтересованных лиц для работы над пополнением АРМ учителя истории.

   Для решения этих задач требуется создать инфраструктуру поддержки инновационной деятельности учителя и учебной деятельности учащихся

Эта структура представляет собой совокупность аппаратно-программных средств:

 

 

 

    Этапы работы по созданию АРМ учителя обществознания.

   Первый этап работы включает в себя обсуждение и разработку структуры АРМ учителя.

   Была разработана и апробирована структура АРМ учителя обществознания, состоящая из 6 больших модулей: нормативные документы, УМК для учителя, учебная деятельность, мониторинг, мастер – класс, УМК для учащихся.  Каждый модуль делится на подразделы.

   Второй этап работы включает в себя  создание электронной универсальной инструментальной оболочки. Эта часть работы выполняется программистом.

   Третий этап работы – это сбор и обработка дидактического, методического, нормативного и информационного материала по модулям АРМ учителя.

   Четвертый этап работы включает создание базы учебно-методического материала в соответствии с содержанием учебной программы образовательной области «Обществознание», а именно:

  • печатные материалы существующих нормативных, дидактических и учебных документов, пособий, книг, журналов, энциклопедий;

  •  видеоинформацию;

  • печатные материалы специальных публикаций;

  • фотографии и иллюстративный материал.

    Под обработкой информации понимается перевод её на цифровые носители.

   База данных АРМ учителя обществознания включает: основные печатные файлы (соответствуют содержанию учебно-методического комплекса АРМа); дополнительные печатные файлы; фотографии; Media (видео и звуковые файлы); Интернет–ссылки.

Результатом этих этапов деятельности будет создание электронной универсальной инструментальной оболочки АРМ, накопление информации и создание электронной базы данных, необходимых для заполнения модулей АРМ.

   Пятый этап работы.

Разработка и внедрение материалов в модули АРМ с учётом требований действующей программы образовательной области «Обществознание».

Разработка ресурса включает в себя:

  • определение формы размещения материала в соответствии с программой и методическими требованиями;

  • определение папок модулей;

  • создание дизайна и инфраструктуры АРМ с учётом того, что продукт предназначен для учителя и детей.

Учебный материал используется из базы данных, созданной на третьем и четвертом этапах деятельности.

Содержательно материал может быть представлен следующим образом:

  • это материал к уроку, который может использовать учитель и ученик (дополнительная информация, фотографии, Media – материал, схемы, таблицы, ссылки, информация для домашнего изучения детям), объединённый и логически связанный отдельной темой;

  • материал для внеклассной работы,

  • методические рекомендации,

  • непосредственно разработанные уроки, иногда – фрагмент урока с дидактическими рекомендациями его использования. Форма такого урока – интерактивная презентация, технологическая карта, конспект урока, презентация с видеосюжетами,

  • дополнительная информация.

   Мы предлагаем следующее заполнение структуры АРМ учителяо бществознания.

   Модуль: «Нормативные документы» включает в себя подразделы: Федеральный компонент Государственного стандарта основного образования по обществознанию, примерная программа по обществознанию, базисный учебный план, тематическое планирование. Содержание материалов данного модуля поможет учителю на первоначальном этапе его подготовки, а также при создании контрольно-измерительных материалов.

   Материал модуля «УМК. Каталоги» предназначен для учителя. Он включает следующие подразделы: картины, фолио, диафильмов, видеофильмы, компьютерные разработки, диски, методическая литература.

Этот модуль знакомит учителя с систематизированными каталогами имеющегося дидактического и методического материала. Систематизация  имеющегося материала выполнена по схеме: № - название – класс – название темы - название урока.

   Модуль «Учебная деятельность» состоит из трех больших подразделов: содержание образования, обеспечение урока, деятельность учащихся на уроке.

В содержании образования имеются цели и задачи курса  знания, умения и навыки, (компетентность учащихся при изучении данного курса) которыми должны овладеть учащиеся в ходе обучения, прописаны по темам в уровневом режиме. Каждая тема содержит перечень персоналий, хронологического материала, терминологический аппарат, в котором понятия,  проходящие через весь курс истории, выделены курсивом. Информация следующих двух разделов поможет быстро и легко, используя дидактические единицы: фолио, материал из рабочих тетрадей, диафильмы, видеофильмы спроектировать свою деятельность на уроке и деятельность учащихся. Время, необходимое учителю для проектирования уроков, значительно уменьшается.  Это показала апробация АРМ учителя во время практической деятельности учителя.

   Здесь же даны варианты работы с этими дидактическими единицами самими учащимися. При необходимости нужный материал можно вывести через принтер.

   Модуль «Мониторинг» начинается с подраздела, который содержит сводную таблицу тематического контроля, позволяющую учителю выбрать необходимую форму контроля: компьютерный кроссворд, компьютерный тест, зачет, контрольную работу или обычный тест по любой теме.

Раздел инструментарий поможет учителю при необходимости составить новый компьютерный тест. Разделы «Архив» и «Протоколы текущего контроля» содержат результаты выполнения входных, промежуточных, текущих, итоговых тестовых заданий учащимися. Это позволит учителю не только выявить пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся, но и внести коррективы в свою работу. Графические таблицы   позволят увидеть пробелы и успехи учащихся при изучении той или иной темы курса. В любой момент можно внести изменения в тестовый материал и вывести его через принтер для проведения тестирования.

   Модуль «Мастер – класс» включает: выступления, печатные работы, электронные версии выпущенных общешкольных газет, материал проведенных внеклассных мероприятий (структура мероприятия и видеоряд, на основе которого можно провести этот же вариант  внеклассного мероприятия, классного часа, или совершенно другой), материал  открытых уроков (представленный в виде технологических карт, в конце которых дана презентация компьютерного материала для проведения урока, конспекта урока, Web – страницы с этапами проведения урока). Подраздел «Интернет-ресурсы» содержит ссылки на образовательные Интернет-сайты.

Модуль «Учащимся» включает каталоги учебников, рабочих тетрадей, (здесь же представлен их видеоряд), а также систематизированные списки дополнительной литературы по обществознанию в школьной библиотеке.  Дополнительная информация  поможет учащимся правильно подобрать и приобрести необходимую учебную литературу, при подготовке к урокам, олимпиадам,  написании  рефератов.

   Результатом этого вида деятельности будет обработка и внедрение информации в модули АРМ учителя обществознания

   На предпоследнем этапе проведение семинаров и конференций среди учителей Челябинской области для ознакомления с АРМ поможет внести коррективы в структуру АРМ учителя обществознания.

 Кроме того, данная работа может служить отличным мониторингом деятельности, позволяющей вовремя увидеть ошибки и исправить их,  разработать новые дидактические материалы.

   Седьмой этап работы должен привлечь учителей, детей, их родителей, заинтересованных лиц для работы над пополнением АРМ учителя истории. Наиболее эффективный путь для этого размещение  информации  на школьном сайте.

   В целом, как показал опыт, АРМ – это новый рабочий инструмент учителя, который способен существенно повысить эффективность учительского труда за счет его технологизации. 

Дата последнего обновления страницы 13.03.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»