Система коррекционной работы

 

 

Система коррекционной работы

 

  

     Важнейшими задачами современного образования является всестороннее развитие учащихся, подготовка их к трудовой деятельности. Наше образовательное учреждение - специальное коррекционное для детей с особыми образовательными потребностями, поэтому перед коллективом школы стоит еще одна немаловажная задача - это преодоление последствий, вызванных поражением слухового анализатора. Нарушение слухового анализатора ведет к существенным отклонениям в развитии детей (вторичным нарушениям):

  • стойкому недоразвитию речи,

  • особенностям психического развития,

  • особенностям физического развития;

  • затормаживанию процесса овладения знаниями, умениями и навыками,

  • ограничению возможности познания окружающего мира;

  • общему недоразвитию личности.

     Недостаточное развитие речи и плохое владение ею мешает, в свою очередь, ее восприятию на слух даже с помощью звукоусиливающей аппаратуры, затрудняет ее понимание, осмысление и передачу в процессе общения. Речь и слух тесно связаны. Совершенствование слухового восприятия происходит под влиянием развития речи. По мере накопления речевого запаса развивается слуховое восприятие глухих и слабослышащих детей, которое в свою очередь становится источником накопления новых речевых звучаний, т.е. совершенствуется встречная речевая активность. Следовательно, недостаточно развитая речь или ее отсутствие является препятствием для обучения, т.к. усвоение содержания обучения тесно связано со словесным оформлением и осмыслением речи. Речь, недоступная детям без специального обучения, влияет на их умственное, нравственное развитие, на овладение различными видами деятельности (познавательной, трудовой, игровой, художественной, спортивной и т.д.). Умственная деятельность отображается в речи, предвосхищает процесс и результат практической материальной деятельности. Поэтому на успешность обучения оказывает влияние развитие речи и невозможность ее осмысления вследствие недоразвития. Значит, недоразвитие речи оказывает влияние на организацию учебной деятельности, что определяет своеобразие обучения детей с нарушенным слухом.

     В связи с этим становится понятной важность и необходимость коррекционной направленности обучения в школе для слабослышащих детей. Основная задача коррекционного обучения, в процессе которого используются специальные методы и приемы, состоит в предупреждении и преодолении именно вторичных проявлений – следствий первичного дефекта. Все эти вторичные отклонения трудно поддаются исправлению, а также усугубляются сложной структурой дефекта, поэтому в нашей школе давно сложилась целая система коррекционной работы. Принципиальным является положение о том, что коррекционная работа в специальной школе не является неким самостоятельным разделом в учебно-воспитательном процессе; она пронизывает все направления деятельности школы, все аспекты учебно-воспитательного процесса:

 Учебную деятельность:

  • общеобразовательные уроки;

  • индивидуальные занятия по развитию слуха и речи;

  • занятия воспитателей;

  Внеклассную работу:

  • практическую деятельность учащихся во внеурочное время;

  • общешкольные внеклассные мероприятия;

  • занятия в кружках и спортивных секциях;

 

Учебная деятельность.

 

 

Внеклассная работа.

Коррекционная работа во внеклассное время осуществляется в двух направлениях:

  1. сопутствующем;

  2. планомерном.

     Планомерный путь в нашей школе - это специально организованная работа в виде экскурсий, речевых и ролевых игр, общешкольных праздников, занятий в кружках и спортивных секциях.

     Экскурсии, организованные воспитателями в театры и кинотеатры, музеи, на выставки, на природу, предприятия, памятные места способствуют речевому развитию учащихся. У детей возникает потребность поделиться своими впечатлениями с товарищами, родителями, рассказать об увиденном. Для закрепления речевого материала после экскурсии педагоги оформляют стенды с фотографиями, рисунками, рассказами, сочинениями учащихся, словарем, обсуждают результаты экскурсии, используя новый речевой материал.

     Под сопутствующим направлением - понимается использование любой возможности для развития речи и расширения словарного запаса, кругозора. Это могут быть ситуации в ходе выполнения режимных моментов, любые внеклассные мероприятия: подвижные и настольные игры, просмотр телепередач, прогулки и т.д. Значимость коррекционной работы во вторую половину дня повышается в связи с тем, что разнообразные виды деятельности учащихся соответствуют условиям бытовой обстановки, способствуют расширению общения. В естественных условиях формируется прочная привычка слушать звуки окружающей среды, речь окружающих людей, осмысливать речь и использовать эти образцы в самостоятельной речи.

 

     Одной из форм коррекционной работы является систематически проводимая в стенах школы внеклассная работа по предметам. Ежегодно учителями и воспитателями проводятся  праздники:

  • литературные вечера «Все начинается с любви» и «Уроки доброты» - МО учителей русского языка и литературы; 

  • викторина «Счастливый случай» и праздник «Берегите землю» - МО учителей естественного цикла; 

  • праздники МО учителей математики;

  • праздник «Букваря», предметные недели - МО учителей начальной школы;

  • речевые конференции МО учителей-дефектологов;

  • месячник трудового обучения МО учителей трудового обучения;

  • тематические праздники МО воспитателей. 

 

  

      Все общешкольные внеклассные мероприятия имеют выраженную коррекционно-развивающую направленность:

  • активизируют познавательный интерес школьников к речи;

  • повышают речевую активность;

  • формируют коммуникативную функцию речи слабослышащих учащихся;

  • расширяют словарный запас;

  • автоматизируют произносительные навыки;

  • закрепляют навыки слухового восприятия речи, неречевых звучаний, музыки;

  • вызывают положительный эмоциональный отклик у учащихся,

  • развивают творческие способности

  • способствуют в социальной адаптации школьников;

  • оформляются речевыми стендами, предметными газетами;

  • проводятся с использованием компьютерных презентаций.

     Таким образом, коррекционная работа в школе проводится целенаправленно, имеет много аспектов, пронизывает всю систему учебно-воспитательного процесса, что положительно влияет на качество образовательного процесса. Сочетание различных форм коррекционной работы по развитию слуха и формированию внятной устной речи дает положительный эффект, помогает учащимся наиболее полно использовать слух в дальнейшем, в жизненных ситуациях и производственной деятельности, способствует совершенствованию социальной адаптации и развитию личности слабослышащих учащихся в целом.

 

Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".