Программа информатизации

 

 

Программа информатизации

 

Программа

информатизации МСКОУ школа-интернат II вида №12

г. Челябинска на период 2006-2008 г.г.

 

Цель Программы:

Создание единого информационного пространства в специальной (коррекционной) школе-интернате.

Новизна проекта:

Создается новая в школе среда – информационное пространство, отличительной особенностью которого является свободное, грамотное, целенаправленное и результативное использование информационных технологий для совершенствования качества всего учебно-воспитательного процесса; среда, в которой слабослышащий ребенок развивается интенсивнее, получая более мощную коррекционную подготовку.

      Появление Программы информатизации в школе-интернате – объективная необходимость, потому что на протяжении последнего десятилетия деятельность школы была самым тесным образом связана с компьютеризацией образовательного процесса.

Информатизация образования - сложный многоуровневый процесс. По сути – это переход к другой культурной парадигме и новому преобладающему типу коммуникации. Наша программа информатизации нацелена на создание единого информационного пространства коррекционной школы. Работа по реализации этой цели требует сосредоточения усилий в 3х направлениях: люди (педагоги и ученики), техника, программное обеспечение.

ЛЮДИ.

К началу прошлого учебного года 72% учителей и воспитателей нашей школы владели навыками компьютерной грамотности на уровне пользователя Word. Такого уровня обученности педагогов для работы в режиме информационного пространства недостаточно, поэтому первой задачей Программы мы ставили:

I. Обучение педагогов школы-интерната методике внедрения ИКТ в образовательный процесс.

Эта задача предполагала решение следующих подзадач:

1.      организацию обучения учителей и воспитателей школы на уровне пользователя MS Office. (как на базе школы-интерната, так и на базе ММЦ)

2.      обучение методикам создания компьютерных разработок фронтальных и индивидуальных уроков, воспитательских занятий, контрольных срезов.

3.      обеспечение овладение специальными инструментальными средствами

  • для создания презентаций;

  •  Web – сайтов;

  • контрольно - обучающих программ;

  • поиска информации в Internet.

4.      организацию создания блоков обучающих, тренажерных, контролирующих компьютерных разработок для всех классов, всех предметов федерального компонента.

5.      обеспечение внедрения ИКТ на фронтальных и индивидуальных занятиях.

 

Однако понятие ЛЮДИ – это еще и ученики. Вторая задача, вытекающая из поставленной цели:

II. Повышение информационной культуры слабослышащих учащихся.

Эта задача обеспечивалась:

1.      апробацией скорректированной версии учебной программы по ОКГ для учащихся 2-12 классов.

2.      расширением УМК для курса ОКГ.

3.      усилением мотивационной направленности обучения детей с недостатками слуха средствами ИКТ.

4.      активизацией внеурочной деятельности учащихся в компьютерных классах:

  • выпуском школьной электронной газеты;

  • разработкой презентаций и Web – сайтов о школьной жизни;

  • работой кружка «Развивающие игры»;

  • использованием ресурсов Internet;

  • обеспечением оптимального развития слабослышащего ребенка через индивидуализацию обучения с помощью компьютера.

 

Реализация этой задачи требовала введения в штатное расписание школы-интерната учителей ОКГ. Предмета «Информатика» в базисном плане коррекционной школы нет. На курс ОКГ выделены часы из школьного компонента. 27 классов школы обучаются основам компьютерной грамотности. Занятия детей осуществляются в 2х компьютерных классах, где сосредоточено 26 машин. Кроме того, требуются деньги на расходные материалы, модернизацию локальной сети школы, обновление устаревших компьютеров и множительной техники. То есть техническое обеспечение

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ предполагало 3 блока разработанного программного продукта:

1.      комплексный программный продукт для управления школой-интернатом, обеспечивающий ведение единой базы школьных учебных и административных данных.

2.      материалы для дистанционного обучения.

3.      программные продукты для предметных уроков и воспитательских занятий.

Задачи данного направления:

III. Создание специального программного обеспечения для развития единого информационного пространства.

IV. Повышение качества управленческой деятельности в школе-интернате.

Подзадачами явились:

1.      разработка и внедрение в образовательный процесс коррекционной школы системы инструментальных средств, позволяющих создавать компьютерные блоки контрольно-обучающих предметных программ.

2.      Расширение возможностей информационно-аналитической базы.

3.      создание системы оперативного и объективного контроля с сохранением и накоплением результатов.

4.      внедрение системы автоматических отчетов, тарификации, мониторинга успешности обучения детей.

 

Какой работой обеспечивалась реализация перечисленных в Программе задач?

Для достижения прогнозируемых результатов в педагогическом коллективе была организована работа по 4-м проектам.

Проект 1

Информационно-аналитическая система

Актуальность проблемы обусловлена рядом факторов:

·        объем информации о ходе протекания и результатах образовательного процесса становится выше, чем уровень достаточного понимания этой информации;

·        механическая обработка без определенного стандартного алгоритма не дает оперативных данных, позволяющих принимать оптимальные управленческие решения по результатам деятельности;

·        работа школы в режиме развития требует многогранного анализа образовательной деятельности, прослеживания динамики изменений и своевременной корректировки;

·        обеспечение единого информационного пространства школы можно только целесообразными информационными потоками;

·        возможность оперативного руководства образовательным процессом по результатам деятельности.

 

Работа по проекту ведется с 2001 года. Многое уже сделано. На период 2006-2008г.г. ставится следующая цель:

Совершенствовать структуру информационно-аналитической системы, дополняя и углубляя ее модули.

Задачи проекта:

1.      Скорректировать структуру ИАС в соответствие с новыми разделами.

2.      Отработать модуль «Тарификация».

3.      Обеспечить доступ к материалам базы данных системой специальных средств.

 

Прогнозируемый результат работы по проекту:

Освоение ИАС позволит на порядок поднять культуру и качество управленческой деятельности, создаст резервы для работы в режиме развития, обеспечит оперативность, достоверность, полноту, объективность полученной информации любой группой пользователей.

 

Проект 2

Дистанционная форма обучения педагогов

специфике работы в школе 2 вида

Цель проекта:

Создание новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде общения.

На смену прежней модели обучения (курсы, семинары, чтение методической литературы по проблеме, посещение занятий, уроков и т.д.) приходит новая модель – дистанционное обучение, в центре которой - обучающийся педагог.

Дистанционное обучение в нашей школе – это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс по специфике работы с глухими и слабослышащими детьми. Этот курс соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, практикума. Основное назначение дистанционного обучения – формирование и закрепление новых знаний, умений, навыков в определенном объеме и индивидуальном режиме.

Задачи проекта:

1.      Обеспечить индивидуальное обучение педагогов методике работы в коррекционной школе: в 2006 году обучить 37% педагогов, в 2007 году – 50%, в 2008 году – 70%.

2.      Усилить мотивацию к самообразованию.

3.      Добиться положительной динамики в повышении качества коррекционной работы в школе.

Блок дистанционного обучения – это педагогическая технология, целиком построенная на использовании информационных и коммуникационных технологиях.

Прогнозируемый результат работы по проекту:

Создание Web–сайта для самообразования и дистанционного обучения педагогов поможет интенсифицировать учебный процесс, стимулирует творческую активность молодых учителей и воспитателей

 

Проект 3

Виртуальный методический кабинет

Цель проекта:

Формирование многоаспектной информационно-образовательной среды, ориентированной на создание условий для самостоятельной познавательной и научно-поисковой деятельности педагогов.

Задачи проекта:

1.      Построить открытую систему непрерывного образования педагогов.

2.      Обеспечить оперативную методическую помощь, оптимальный доступ к необходимой информации.

3.      Организовать своевременную помощь педагогу в планировании, организации, анализе педагогической деятельности, в развитии современного стиля педагогического мышления.

 

Прогнозируемый результат работы по проекту:

Непрерывное совершенствование квалификации педагогов, непрерывное содействие его эрудиции и компетентности в области определенного учебного предмета и методики его преподавания в коррекционной школе, постоянное саморазвитие и самосовершенствование позволят организовать обучение слабослышащих детей на самом высоком уровне.

 

Проект 4

Компьютерная база тестов для административного контроля

Цель проекта:

Сформировать динамичную систему административного контроля, позволяющую осуществлять мониторинг обученности слабослышащих школьников по всем предметам федерального компонента на протяжении всех лет его пребывания в школе.

Задачи проекта:

1.      Подготовить специальную оболочку для данного проекта.

2.      Создать банк административных тестов.

3.      Исключить субъективный фактор оценивания результатов тестирования.

4.      Обеспечить сохранность результатов на протяжении всех лет обучения ребенка в школе.

 

Прогнозируемый результат работы по проекту:

Компьютерная база тестов административного контроля позволит существенно сократить время на организацию и проведение мониторинговых срезов, оперативно и объективно оценить продвижение ребенка в усвоении программного материала, своевременно принять управленческое решение. Таким образом, компьютерное тестирование в школе-интернате становится незаменимым инструментом внутришкольного контроля.

 

 

Реализация Программы информатизации в 2006-2007 учебном году

 

Анализ работы по реализации Программы информатизации за 2006-2007 учебный год показал, что фактические результаты по некоторым поставленным задачам совпадают, а по многим значительно превышают запланированные.

В таблице представлены плановые и фактические результаты деятельности педагогического коллектива школы за 2006-2007 учебный год. В течение года работа велась по всем направлениям, благодаря чему первая задача «Обучение педагогов школы-интерната методике внедрения ИКТ в образовательный процесс» реализована  на 100%. За это время обучились:

m     программам MS Word и Excel на уровне пользователя 54 педагога школы;

m     методике создания компьютерных разработок 47 человек;

m     созданию презентаций – 29;

m     созданию WEB-сайтов – 10,  тестов в инструментальной оболочке EdiQuest - 7;

m     приёмам работы в Internet – 55 педагогов;

m     создано 69 компьютерных разработок уроков по всем предметам, индивидуальным и воспитательским занятиям;

m     за 2006-2007 учебный год в компьютерных классах проведено более 700 уроков, не считая уроков ОКГ;

 

Вторая задача «Повышение информационной культуры слабослышащих школьников реализована на 95 %, не удалось осуществить работу кружка развивающих компьютерных игр, из-за сильной загруженности педагогов, а в остальном:

 

m     Скорректированная учебная программа по ОКГ апробирована во всех классах;

m     Расширен УМК по ОКГ для уроков в начальной школе;

m     Увеличилось количество фронтальных уроков, индивидуальных и воспитательских занятий, общешкольных мероприятий с использованием средств ИКТ;

m     Выпущено 5 номеров электронной газеты «Школьный калейдоскоп»,

m     Созданная учащимися  миниэнциклопедия «Челябинск – мой город» была использована на краеведческой конференции среди коррекционных школ.

 

Третья задача «Разработка специального программного обеспечения для развития единого информационного пространства в школе-интернате» реализована полностью:

 

m     Внедрена новая версия системы инструментальных средств Quest-6;

m     Апробированы новые модули информационно-аналитической системы школы;

m     Обеспечен доступ к ИАС с рабочих мест администрации и других рабочих мест.

 

Четвёртая задача «Повышение качества управленческой деятельности в школе-интернате с помощью ИАС» также реализована полностью:

m     Компьютерная база тестов для административного контроля заполнена, как и планировалось, на 90%;

m     Разработана структура виртуального методического кабинета. Открыт методический кабинет для учителей с рабочими местами, принтерами, сканерами и другой техникой. С этих мест есть выход в Internet, а также доступ ко всем материалам локальной сети школы.

 

 

По результатам работы по Программе информатизации школа включена в группу 7 «Школы с высоким развитием цифровой образовательной среды».  Сейчас  есть все предпосылки для перехода школы в группу 9 «Школы, работающие в ИКТ-насыщенной среде», тем более, что целью Программы информатизации является «Создание единого информационного пространства в специальной (коррекционной школе».

 

 

       Опираясь на задачи Программы информатизации школы на 2006-2008 года,  рекомендации по переходу в 9 группу, а также требования времени мы составили следующий план работы по  Программе информатизации на 2007-2008 учебный год:

 

Цель: Заполнение программным продуктом разделов виртуального методического кабинета. Обеспечение электронного общения между пользователями информационного пространства.

Содержание деятельности

1.      Обучение педагогов работе в виртуальном методическом кабинете.

    • Уровневое обучение групп педагогов технологиям по разработке программного обеспечения АРМ.

    • Формирование умений у учителей и воспитателей электронного общения в локальной сети школы.

    • Обученность ОКГ не менее 80% педагогов школы.

2.      Завершение формирования банка административных тестов. Составление сборника методических описаний каждого теста.

3.      Расширение банка программно-методических, ресурсных материалов, обеспечивающих внедрение информационных технологий в образовательный процесс и вхождение в глобальное информационное пространство.

4.      Организация работы по повышению профессионализма педагогов в школе с помощью дистанционного курса по специфике обучения слабослышащих школьников.

5.      Активизация внеклассной работы по предметам, воспитательской работы во внеурочное время с использованием СИТ. Наполнение содержания внеклассных мероприятий программным коррекционно-развивающим продуктом.

6.      Создание в рамках школы-интерната системы дополнительного образования, обеспечивающий необходимый уровень информационной культуры слабослышащих школьников, свободный доступ к глобальной информационной сети.

7.      Формирование учебно-методического комплекса по содержанию национально-регионального компонента в виртуальном методическом кабинете школы.

8.      Совершенствование информационно-аналитической базы школы.

9.      Модернизация учебно-материальной базы эксперимента.

10.  Организация совместной работы с районным ММЦ.

 

 В построении школьного информационного пространства заинтересованы родители, учащиеся, педагоги, которые убеждены, что создание такого пространства в школе-интернате – реальная возможность.

 

Задача
(по тексту ПИШ)

Плановый результат

Фактический результат

1. Обучение педагогов методике внедрения ИКТ в образовательный процесс.

1.1. Организовать обучение педагогов на уровне пользователя MS Office.

25 чел.(27%)

54 чел. (60%)

1.2. Обучить методике создания компьютерных разработок фронтальных и индивидуальных уроков.

30 чел.

47 чел.

1.3. Обеспечить овладение специальными инструментальными средствами.

22 чел. (не менее 25%)

MS PP29 чел.

Web10 чел.

EdiQuest – 7 чел.

Internet55 чел.

1.4. Организовать создание блоков обучающих, тренажерных, контрольных разработок для всех предметов и всех классов.

не менее 30 уроков

69 уроков, индивидуальных и воспитательских занятий

1.5. Обеспечение внедрения ИКТ на занятиях у учителей и воспитателей.

систематически

Более 700

2. Повышение информационной культуры слабослышащих учащихся.

2.1. Апробировать учебную программу по ОКГ для учащихся 2-12 классов

во всех классах

во всех классах

2.2. Расширить УМК для уроков ОКГ.

добавить в УМК презентации для уроков в нач.школе

17 презентаций для 2-4 классов

2.3. Усилить мотивацию обучения у детей средствами ИКТ.

увеличить количество и качество презентаций на фронтальных уроках

фронтальные уроки,
индивидуальные  и воспитательские занятия, внеклассные, общешкольные мероприятия

2.4. Активизировать внеурочную деятельность учащихся в компьютерных классах.

Выпуск электронной газеты, использование ресурсов Internet

выпущено 5 номеров газеты; презентации учащихся были использованы на краеведческой конференции коррекционных школ; использовались материалы Internet

3. Разработка специального программного обеспечения для развития единого информационного пространства в школе-интернате.

3.1.  Разработать и внедрить в ОП обновленную систему инструментальных  средств.

внедрить Quest-6

внедрена Quest-6

3.2. Доработать структуру ИАС.

апробировать новые модули

апробированы новые модули

3.3. Создать средства доступа к материалам ИАС.

обеспечить доступ к ИАС с определенных рабочих мест

доступ обеспечен через административные пароли

4. Повышение качества управленческой деятельности в школе-интернате с помощью ИАС.

4.1. Создать систему оперативного и объективного контроля с сохранением и накопление результатов.

заполнить на 90% компьютерную адм.базу тестов

заполнена на 90%

4.2. Обеспечить условия для творческой деятельности педагогов в процессе внедрения ИКТ.

Разработать структуру ВМК. Открыть методический кабинет.

Структура ВМК разработана. Открыт и функционирует метод. кабинет (4 ПК, ЖК-проектор, принтер, МФУ, сканер, Internet и др.

 

Ожидаемый результат

1.Повышение профессионального уровня педагогов

2. Улучшение качества работы по проведению уроков и внеклассных мероприятий.

3. Повышение уровня усвоения программного материала учащимися.

Оперативный, независимый административный контроль за усвоением программного материала по предметам федерального компонента во 2-12х классах.

Повышение эффективности уроков и занятий, повышение эффективности усвоения программного материала, повышение уровня развития связной самостоятельной речи у учащихся. Подключение к глобальной информационной сети и использование ее ресурсов в образовательном процессе.

Готовность не менее 80% учителей и воспитателей к систематическому проведению .грамотной коррекционной работы с детьми.

Повышение мотивации к познавательной деятельности у слабослышащих школьников посредством использования современной технологии. Активизация развития познавательной сферы детей с недостатками слуха.

Усиление потенциала педагогов, обеспечивающих реализацию дополнительного образования в сфере информационных технологий.

Введение в информационное пространство школы-интерната модели дополнительного образования, которая соединит образовательную практику школы и инициативы учащихся и родителей.

Совершенствование работы по внедрению НРК в учебно-воспитательный процесс школы. Целенаправленность и скоординированность работы педагогов по формированию у учащихся знаний об особенностях региона Южного Урала.

 

Расширение возможности локальной сети в школе-интернате.

Подключение к глобальной сети виртуального методического кабинета.

Замена устаревших моделей компьютеров 1го компьютерного класса на современные ПК.

Повышение квалификации педагогов на базе ММЦ.

Участие в федеральных конкурсах по внедрению инновационных технологий в практику работы.

Совместные проекты по обобщению опыта работы педагогов школы, по созданию программного продукта для коррекционных школ.

 

Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".