Муниципальный грант 2009г.

 

 

Муниципальный грант 2009г.

 

Тема проекта

Формирование коммуникативной компетенции как основное условие интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду массовой школы.

Проблема, на решение которой направлен проект

Определение и создание организационно-управленческих условий в соответствии с актуальными и перспективными потребностями современной жизни для повышения качества образования коррекционного учреждения по формированию коммуникативной компетенции учащихся как основному условию интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья  в общеобразовательную среду.

 

Актуальность проблемы для муниципальной образовательной системы

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации  в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Одной из задач  современной модели образования  является  создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Разработка данной проблемы  связана с тем, что в последние годы в России развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками.  Развитие интегрированного образования  рассматривается, как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Предлагаются различные модели интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду. Наиболее распространенной в России является обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) классах при образовательных учреждениях общего типа.  Другая модель интеграции - обучение детей с ограниченными возможностями в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития.  В этом случае особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. Коммуникативная компетенция названа в современной модели образования одной из базовых компетентностей современного человека  (умение эффективно сотрудничать с другими людьми).  Несмотря на то, что к проблеме формирования коммуникативной компетенции учащихся обращались разные авторы и имеется достаточно большой спектр работ, раскрывающих содержание компетентностного подхода к образованию, условия ее формирования в диалогическом общении с детьми с ограниченными возможностями здоровья ранее не исследовались. Ввиду этого в настоящее время в теории и практике школьного образования актуализируется противоречие между целями формирования коммуникативной компетенции, интеграции детей с особыми образовательными потребностями в образовательную среду массовой школы  и недостаточной разработанностью необходимых требований и условий для их реализации. Уровень коммуникативных умений учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяется реально сложившимся узким социальным кругом их общения; недостаточностью их возможностей для формирования коммуникативной компетенции подростков. От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и их интеграция в школьное сообщество.  Таким образом, актуальность данного проекта определяется рядом факторов:

во-первых, созданием адаптивной речевой среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию учащимся с ограниченными возможностями здоровья  в образовательную среду массовой школы и их личностную самореализацию в образовательном учреждении;

во-вторых, усилением роли и значимости теоретических и экспериментальных исследований в решении проблем формирования коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

в-третьих, необходимостью теоретического изучения и экспериментальной проверки системы педагогических условий обучения диалогическому общению на уроке и во внеурочное время детей с ограниченными возможностями здоровья;

в-четвертых, недостаточным количеством теоретических и экспериментальных исследований по системе оценивания  уровня сформированности коммуникативной компетенции, проявляющейся в устном диалоге у детей с ограниченными возможностями здоровья. Существующий опыт коррекционных образовательных учреждений, в частности, МС(К)ОУ школы-интерната II вида № 12,  по данной проблеме  и  данные, полученные в хо-де реализации проекта, могут быть интересны и полезны:

педагогическим работникам сети специализированных образовательных учреждений, непосредственно предназначенных для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, педагогическим работникам образовательных учреждений общего типа (в связи с интеграцией детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками).

На протяжении всех лет существования данной школы, учебно-воспитательный процесс в ней был управляемым, контролируемым, развивающимся не произвольно, а планомерно, направленным на достижение определенных целей, решающий конкретные задачи.

Наша школа может выполнять  функцию учебно-методического центра, обеспечивающего педагогам, обучающимся и их родителям (законным представителям) консультативную и психолого-педагогическую помощь по формированию коммуникативной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Цель проекта - определить и создать педагогические условия формирования коммуникативной компетенции в процессе диалогического общения на уроках и во внеурочное время, условия для повышения мотивации и интенсификации общения педагогов с учащимися и учащихся между собой посредством  диалога.

 

Объект проекта - процесс формирования коммуникативной компетенции учащихся и обучение школьников эффективному общению и сотрудничеству друг с другом посредством  диалога.

 

Предмет проектаформы, средства, методы организации процесса формирования коммуникативной компетенции  учащихся с ограниченными возможностями здоровья  на уроках и во внеурочное время в процессе диалогического общения с целью их успешной интеграции в общеобразовательную среду массовой школы.

 

Гипотеза проекта

Процесс формирования у учащихся коммуникативных умений и навыков будет протекать успешнее, если  на уроках и во внеурочное время создавать условия общения (слухоречевую среду), учитывая при комплектовании пар, групп социометрический статус, индивидуально-психологические, типологические особенности направленности личности, речевые и слуховые возможности детей. Это обеспечит повышение психологической готовности вхождения ребенка с учащимся с ограниченными возможностями здоровья в коллектив сверстников массовой школы.

Эффективность проекта будет выше при соблюдении следующих условий:

  • ориентация системы специального (коррекционного) образования на реализацию компетентностного подхода;

  • обучение учащихся диалогическому общению как особому типу человеческих отношений,  способу жизнедеятельности;

  • обеспечение перехода от сформированности коммуникативной компетенции к формированию индивидуальной траектории языкового образования (через самооценку, анализ, проектирование собственных результатов, рефлексию).

 

 

Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".